Версия для слабовидящих
 

Байкова Людмила Петровна

 

 Опыт работы педагога дополнительного образования высшей категории Байковой Л.П. МОБУ Благовещенская СОШ

«От игры и упражнений к спектаклю»

Использование игровых технологий на занятиях театрального объединения «Сказка»

            Занимаясь с детьми, я поняла одно: все дети могут и хотят выступать на сцене, пусть даже порой неосознанно. Естественно, дети не сразу  умеют держаться на сцене: они скованы, речь их не выразительна. Чтобы помочь им раскрыть свои потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя непринужденно, нужна специальная актерская тренировка. Её цель – помочь овладеть средствами образной выразительности: интонацией; жестом, мимикой, пантомимой. Отличительными особенностями упражнений является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля.

Актуальность. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

 Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь  даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения.  

     Цель:

Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.  

 Задачи:

 знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

 поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

 совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

 развитие речевой культуры;

 развитие эстетического вкуса.

 воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием новых граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера

             Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, если хотите (не каждый взрослый осмелится выйти на сцену) и, наконец, дают определенные навыки в донесении мысли. Театр, таким образом, вполне объединяет трудовое и художественное воспитание школьника. Любой урок должен быть увлекательным для ребенка, должен приносить радость, иначе он станет надоедливой обязанностью, от которой захочется избавиться.

Игра - это любимое занятие детей. Играя, ребенок раскрывается, раскрепощается, становится свободным, веселым.
Всем известно, что театр-искусство коллективное, и изначально первой моей задачей, на первом году обучения- сплотить дружный творческий коллектив. Впервые придя на занятие, ребята испытывают большие затруднения в общении: они стесняются педагога, друг друга, боятся выходить на сцену, при виде зрителя, не могут говорить громко и четко. И чтобы ребятам помочь на   занятиях   использую   театральные игры. 
Игра, как особая форма общения в процессе театральной деятельности, представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у детей основных психологических процессов: (внимания, памяти, воображения, речи), являющимися основополагающими компонентами актерской деятельности.
Методы, формы и содержание театральных игр,  которые   предлагаются детям, реализуют одновременно три цели:
- погружают детей в присущую им атмосферу игры;
- развивают память, внимание, воображение, фантазию, творческое мышление;
- придают учебному процессу необходимые для ребят качества интересного, увлекательного и веселого труда.

Основные требования, которым я придерживаюсь в организации игр:

- От простого к сложному (  постепенное усложнение содержания тем и сюжетов, выбранных для игр, соответствующих возрасту и умению детей)
- Содержательность и разнообразие тематики игр на занятиях.
- Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации игр.
 Проанализировав свою игровую деятельность на занятиях, я составила список игр, упражнений и тренингов, которые я использую на данном этапе своей педагогической деятельности.
Это развивающие игры и упражнения, которые включают в себя:
- Игровые упражнения на развития воображения и фантазии;

- Сценическое внимание и память;
- Речевые упражнения;
- Этюды;
-Игровые упражнения на сплочение коллектива;
- Игры- драматизации.

Этюды.
            На   занятиях актерского мастерства   важно научить детей умению подлинно действовать в вымышленных обстоятельствах:
Чтобы научить детей действовать в предлагаемых обстоятельствах   использую развивающие упражнения - этюды   Например: создать живую картину (  перемена, детская площадка, спортивный зал, столовая и т. д.).  Каждый исполнитель определяет для себя, кто он в этой ситуации?   Здесь проявляется важное качество - импровизация. 
Такие упражнения развивают у детей логику мышления, внимание, фантазию, и   коллективно-творческую деятельность.
Содержание этюдов самое разнообразное: одиночные, парные, групповые. Все выдуманные ситуации должны ребятам быть знакомы, по их жизненному опыту. Важно, чтобы они верили в то, что они делают на сцене. В этюдах дети показывают все условно, предметы все воображаемые. Чтобы достоверно показывать, делаем упражнения: действия с воображаемыми предметами. Пример:   книга (старая, новая, тяжелая, легкая и т.п.).

  

Что получает ребенок вследствие посещения кружка?

Игровые занятия, репетиции и большая физическая активность полностью восполняют потребность ребенка в общении, движениях, выплеске эмоций. Но это далеко не все, что способен получить ребенок на занятиях театрального кружка. Что еще получит ребенок?

1.    Умение импровизировать в любой, даже самой сложной ситуации.

2.    Умение полностью контролировать свое тело, чувствовать ритм. Отличное владение разговорной речью.

3.    Умение воспроизводить любой характер и образ.

4.    Умение правильно составлять монолог и диалог.

5.    Способность решать конфликты, выходить из сложных ситуаций.

6.    Навыки командной работы.

7.    В итоге постоянного общения с детьми разного возраста, выступлений на сцене перед зрителями, ребенок раскрепостится, перестанет бояться публику.

Как правильно выбрать сценарий для школьного театра?

  Примерно  через два  месяца стабильных занятий в объединении остаются воспитанники, заинтересованные в дальнейших занятиях,   и они уже готовы к настоящим репетициям.  Самое время выбирать сценарий.

  Главное, что должен помнить руководитель,   что пьеса для постановки выбирается такая, чтобы каждый ребенок получил в ней роль со словами.

Естественно, выбор пьесы должен быть обоснованным и правильным. Обучающимся младшей группы театрального кружка,  не под силу будет участвовать в постановке классики, например по Достоевскому. Им нужно что-то более простое, например, сказка "Руковичка", "Красная шапочка", и прочие.

Ребята средней возрастной группы уже хорошо справятся с более продолжительными и сложными сказками, такими, как "Царевна-Лягушка", "Сказка о царе Султане".

Старшеклассникам будет интересно поставить уже классические произведения.

Сценарий для театрального кружка должен соответствовать мероприятию. Например, для участия в конкурсе талантов нужно выбирать позитивные и с юмором, ведь людям нравится смеяться. Но такие постановки не подойдут, например, ко Дню Победы, здесь нужен более спокойный и душевный спектакль.

 Этапы подготовки спектакля

Детский театральный кружок должен работать не менее двух- трех дней в неделю, чтобы юные актеры не успевали полностью забыть все предыдущие репетиции и уроки театрального мастерства. Это очень важно для создания полноценного и интересного спектакля. Итак, что необходимо сделать, чтобы постановка стала запоминающейся не только для зрителей, но и для самих ее участников?

1)    После выбора произведения предоставьте его на суд детей. Всем без исключения тематика должна понравиться.

2)    Когда сценарий одобрили, необходимо провести коллективное чтение. На этой стадии создания спектакля выявляется ритм постановки, распределяются роли.

3)    После распределения образов, необходимо заострить внимание на чтении по ролям. В это время дети могут немного заскучать, но этот этап необходимо пройти без движений, просто сидя.

4)    Определение главной темы, идеи. Ребята должны понимать цель произведения.

5)    Первое составление образа спектакля на сцене. На этом этапе можно прислушаться и к участникам, они могут предлагать хорошие идеи общего рисунка хода действий.

6)    Первоначально спектакль отрабатывается по частям, а потом из отдельных сцен составляется полная картина.

7)    Генеральная репетиция за день до выступления должна проходить так, как будто зрители уже смотрят,    не должно быть остановок, передышек, переговоров. Дети должны отработать постановку так, как перед зрителями.  

«От игры и упражнений к спектаклю»

За годы работы педагогом дополнительного образования   я сделала вывод, что если чаще проводить с детьми театральные игры и упражнения, занятие   будет очень интересным и разнообразным.    И в дальнейшем  намного легче будет даваться работа над сценическим образом в спектакле, так как при помощи игр, упражнений и тренингов дети приобретают основные навыки актерского мастерства

В объединении «Сказка» разработаны и  осуществляется мониторинг отслеживания результатов и динамики личностного развития ребёнка.  Общеобразовательные программы  объединения « Актерское мастерство»(для 5-11кл) и «Азбука театра» (для 1-4 классов)   предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников объединения в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

    Итоговые занятия проходят по завершении полугодия и в конце учебного года. На таких занятиях   ребята демонстрируют свои театральные умения, делятся впечатлениями по своим выступлениям. Творческий отчет воспитанников проходит в конце учебного года, на котором ребята показывают спектакль или сценки. К итоговым занятиям относятся также участие  в конкурсных мероприятиях различного уровня.

 Использование в своей работе приема от простого к сложному (от игры и упражнения к спектаклю) позволяет достичь воспитанникам объединения высоких результатов. Они являются участниками муниципальных, региональных, краевых и всероссийских конкурсов, где становятся призерами и дипломантами:

-фестиваль театральных коллективов им. А.П. Чехова региональный Диплом участника

 - Конкурс театральных коллективов «Творческая встреча» Муниципальный 2 место

- конкурс «Талантоха» всероссийский 2 место

-Конкурс «Таланты без границ» Муниципальный 1, 2 места на протяжении 5 лет (2012-2017г)

 -Конкурс сценарного мастерства региональный участник (как педагог)

-Конкурс «Таланты без границ» зональный Диплом участника

-Конкурс «Живая классика» Муниципальный 3м

Ребята моего объединения участвуют в проектной деятельности, где при защите и реализации социальных проектов применяют на практике свои актерские умения. Я являюсь руководителем данных проектов, а воспитанники составляют команду проектов, которые успешно реализованы и имеют хорошие результаты на краевом конкурсе социальных инициатив «Мой край, мое дело»:

«Посиделки на скамейке» (муниципальный уровень, диплом участника);

 «Память» (муниципальный уровень, 1м)

«Остановка +» (муниципальный уровень- 3м,  региональный-  Свидетельство финалиста)

«Для объявлений дощечка, чтобы не было информации утечки» (Муниципальный -1 м региональный -Диплом участников)

«Живи и помни» (муниципальный - 1м,  региональный - Свидетельство финалиста.

 90% воспитанников объединения «Сказка» являются постоянными участниками новогодних утренников, концертов, торжественных мероприятий села и района.

Как педагог дополнительного образования принимаю активное участие в методической деятельности района и дома творчества: 

 -Делилась опытом по темам: «Изменения на занятиях в ДО театральная студия «Сказка» в связи с ФГОС», «Итоговая аттестация обучающихся детского объединения», «Нормативно правовая база педагога дополнительного образования»;

-Проводила мастер-класс для детей района на слете детских организаций «Театральная калитка к творчеству»;

-С обучающимися объединения «Сказка» участвовали на районной площадке, где для детей с ОВЗ проводили театрализованную программу « В гостях у Веселинки»;

-проводила на базе школы районную площадку для педагогов района по теме "Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности (От игры к спектаклю)"

- Участвую в работе проблемно-творческой группе района «Одаренные дети»;  

 - Для своих маленьких артистов костюмы шью сама, принимала участие в зональной выставке мастеров искусств, проведенной в г. Канске в рамках 2 этапа Краевого фестиваля «Русь мастеровая», организованного КГБУ «Дом работников просвещения» (сертификат №52);

  -Создала свой персональный мини-сайт http: "http://nsportal.ru/baykova" в социальной сети работников образования, nsportal.ru, где разместила методические разработки, примеры групповых занятий, карту прохождения образовательного маршрута, примеры итоговых протоколов, сценарии, наградные документы и т.п.